Версия для слабовидящих Размер шрифта A A A Цвета сайта A A A

Поселку Черусти 100 лет

news-1_1 news-1_2

В августе этого года станции и поселку Черусти исполняется 100 лет. Глава администрации нашего городского поселения Анна Ивановна Аверина задолго до этого события позаботилась о том, чтобы разыскать и ознакомиться с сохранившимися в Центральном историческом архиве Москвы документами по строительству железной дороги Люберцы-Арзамас. Именно так называлась в то время строящаяся линия. Автор и его супруга Галина Петровна оказывают в этом деле посильную помощь.

Архивных материалов, раскрывающих обстоятельства строительства железной дороги, сыгравшей большую положительную роль в развитии экономики России, в укреплении обороноспособности государства, особенно в годы Великой Отечественной войны, такое большое количество, что даже краткое освещение наиболее важных и интересных из них можно лишь в нескольких статьях. Ниже приводится текст первой из запланированных к публикации.

Если посмотреть на географическую карту сегодняшнего Шатурского района, она в значительной степени будет отличаться от изображения нашей местности середины XIX века. Между селом Пустоша, которое называлось в то время Гридино, и деревней Перхурово на юге, рек Таса и Бужа на востоке, цепью озер на западе находилась значительная площадь дремучих лесов и болот, через которые проходили только три проселочные дороги. На них стояло несколько домиков лесной стражи. Эти дороги, видимо, играли важную роль в сообщении между населенными пунктами, поэтому за ними был необходимый уход. До сих пор можно на них увидеть остатки гатей в болотистых местах да вдоль них обвалившиеся канавы, заросшие уже крупным лесом.

Самая западная из этих дорог от села Гридно (Пустоша) сначала шла строго на юг. Примерно в двух километрах от нынешнего поселка Черусти делала резкий поворот на восток, обходя обширное болото, а потом снова принимала южное направление. Эта дорога проходила через четко обозначенную на карте в то время полноводную речку Чиверку, впадающую в озеро Воймежное. В настоящее время в засушливое лето она полностью пересыхает, но продолжает играть роль своего рода границы между поселками Черусти и Леспромхоз. Перед самой Чиверкой дорога проходила через большое по площади болото, которое захватывало и современную станцию Черусти. Оно, по всей вероятности, и дало название этой станции и пристанционному поселку. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля топь, непроходимое болото называет Чаруса, причем это слово среднего рода употребляется только во множественном числе с ударением на последнюю букву. К этому выводу приходишь и при ознакомлении с архивными документами начала ХХ века, касающимися строительства железной дороги Люберцы-Арзамас. В них название станции Черусти иногда пишется как Чарусти. Настоящее название, видимо, закрепилось из-за более удобного его произношения.

К сожалению, некоторые из сохранившихся в архиве документов находятся в таком ветхом состоянии, что работники архива отказываются их представлять для ознакомления до их реставрации. Из документов, с которыми можно пока работать, видно, что еще в 1903 г. планировалась постройка линии Люберцы-Арзамас с окончанием строительства 25 мая 1907 г. Революционные события 1905—1907 годов отсрочили это строительство. И только 13 января 1910 г. общий проект линии был одобрен в инженерном совете Общества Московско-Казанской железной дороги.

Отсчет расстояний по железной дороге начинался не от сегодняшнего Казанского вокзала в Москве, а от станции Люберцы. Строительство от нее до 325 версты началось 1 мая 1910 года (одна верста равняется 1 км. 66,8 м).

Наша газета уже публиковала некоторые сведения о строительстве железной дороги (Статья Константина Мелькина «Мчатся поезда – жизнь продолжается» в «Ленинской Шатуре» от 14 октября 2005 года), поэтому на этот раз будут использоваться только материалы, находящиеся в историческом архиве.

В графике работ по постройке дороги и плане распределения земляных участков под постройку линии на пути от Люберец до разъезда Вековка предусматривалось 6 станций (из них четыре — IV класса, остальные две без указания классности) и 12 разъездов. Черусти были станцией IV класса с буфетом. На ней было оборотное депо на «3 стойла».

Поселок стоял на 128 версте от Люберец. Нынешняя станция Шатура называлась разъездом Торбеево. Еще на территории нынешнего района были остановки Кривандино и Воймеждый.

Станция Черусти входила в строительный участок №2, который растянулся от 125 до 170 версты. Подрядчиками на этом участке по выполнению земляных работ, по постройке искусственных и гражданских сооружений были М.М. Мирович и И. Волож. Земляные работы должны были быть закончены «вчерне» 15 июня 1941 года, «вчистую» — 1 сентября того же года. Завершение укладка пути на отрезке от 113 до 157 версты было назначено на 23 июля 1911 года. Жилые дома на станции Черусти планировалось построить: фундаменты к 15 октября 1910 г., окончены «вчерне» 1 мая 1911 г.; фундамент пассажирского вокзала – к 15 октября 1910 г., «вчерне» — к 1 июня 1911 г. Паровозное здание, мастерские, паровая для депо и для водоснабжения должны были быть построены к 1 мая 1911 г. Строительство всех сооружений «вчистую» планировалось закончить к 1 сентября 1911 года. (Надо иметь в виду, что даты даны по старому стилю – прим. автора). Приведенные сведения, безусловно, свидетельствуют о высоких темпах строительства и четкой организации работ.

Строительство еще не было закончено, а об обеспечении порядка на дороге уже заботились. В деле о переписке Общества Московско-Казанской железной дороги с жандармами полицейским управлением ж/д о полицейском надзоре на линии Люберцы-Арзамас имеется соответствующий документ. Главный инженер Общества 3 мая 1911 г. начальникам участков, заведующим работами по постройке моста через р. Волгу, производителю работ по постройке моста через р. Оку, завхозу материальной частью постройки телеграфа и старшему врачу направил циркулярное письмо, в котором, в частности, писал: «Нач. Моск. жанд. полиц. упр. ж/д генерал-майор Фрейберг отношением от 9 апреля с. г. за №2373 уведомил управление постройки, что распоряжением штаба Корпуса жандармов от 4.04 с.г. за №3874 учреждается под общим его наблюдением жанд. полиц. надзор на строящейся линии Л. -А. и такой возложен им на уч. От Люб. до ст. Заколпье (170 версты включительно) на начальника Коломенского отделения полковника Ивана Вячеславовича Вержановского, имеющего место жительства в здании вокзала ст. Москва…, и на участке от 170 версты до Арзамаса на подполновника Анатолия Андреевича Брунь, имеющего местожительство в г. Нижний Новгород на Ромадановском вокзале. Командировать в их распоряжении 10 унтер-офицеров… с распределением последних на нижеследующие станции:… Куровская, Черусти…, которые местожительство будут иметь в ближайших к станции селениях, причем старшим на участке назначается: от 0 до 170 версты унтер-офицер Андрей Никитин с местожительством на ст. Куровская…».

С появлением на железной дороги полиции, она сразу же потребовала сообщить, говоря сегодняшним языком, фамилии материально-ответственных лиц. На втором участке таковых оказалось двое: хозяйственный агент Константин Петрович Космачевский, потомственный почетный гражданин губернского города Могилева, в возрасте 50 лет и десятник Николай Васильевич Попов, запасной нижний чин из крестьян Тамбовской губернии, Спасского уезда, Манданской волости, села Матвеевского, в возрасте 36 лет. Первый поступил на службу 1 апреля 1910 года, второй – 1 июля того же года.

В архиве сохранились приказы о назначении первых рабочих и служащих на станции Черусти, потомки которых, возможно, и сейчас проживают в поселке, но об этом в следующей публикации.

Н. Астафьев, член Союза журналистов России.

Новости

Согреем ладони

1 октября мы отдаем дань глубокого уважения пожилым людям.

Читать подробнее

День солидарности в борьбе с терроризмом

Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом.

Читать подробнее

Все новости

Сайт администрации Шатурского муниципального района
Наше Подмосковье - премия губернатора Московской области
Госадмтехнадзор Московской области
Госуслуги
Персональные данные Дети